«Если музеи не будут развиваться в ногу со временем, они потеряют значительную часть посетителей»
Текст статьи «Если музеи не будут развиваться в ногу со временем, они потеряют значительную часть посетителей»:
— Наталья Олеговна, расскажите, пожалуйста, о проекте «Дорогами грифонов и райских кущ». Будет ли проект привлекателен для всех, интересующихся историей Русского Севера?
Немало сказано о деревянных теремах и церквях, о неповторимом фольклоре и наречии, о людях простых и одновременно мудрецах, о силе традиции, которая была, есть и будет духовной опорой народа, населяющего Русский Север. Но несправедливо забыты оказались росписи северной земли. Если палех и хохлома, мстера и гжель, ангажированные в советское время для демонстрации широты русской души, хорошо известны в России и за ее пределами, то росписи Великого Устюга и Пермогорья, Харовска и Ваги известны лишь узкому кругу специалистов. Вместе с тем, они не менее декоративны, самобытны и могут служить мощным ресурсом продвижения территории, способствовать ее узнаваемости.
Проект «Дорогами грифонов и райских кущ» приоткроет завесу тайн северной земли и погрузит путников в мир образов народного изобразительного искусства. Удивительно, что крестьяне, жившие в условиях севера с непродолжительным летом и коротким зимним световым днем, отображали мир ярким, ироничным и жизнерадостным. На стенах крестьянских домов расцветали причудливые сочные растительные побеги, и почти всегда жилое пространство охраняли львы, собаки или фантастические существа, поставленные рукой неизвестных мастеров на службу покоя и мира домашнего очага.
В каждой местности сложились свои художественные традиции и законы, колористические решения и любимые образы. Туристический маршрут «Дорогами грифонов и райских кущ» отправит путешественников по земле вологодской в мир крестьянских представлений о бытии и счастье, в уютный и архаичный мир северной русской деревни. Преодолевая расстояния, туристы соберут крупицы мира крестьянского искусства, отображающего стародавние сказы и повседневную явь, всегда переосмысленную простым человеком, а потому идеальную.
Подспорьем в пути им послужат путеводители и арт-объекты, которые создадут во время летней арт-сессии в музее под открытым небом «Семенково» народные мастера, художники, работающие в традиции. Арт-объекты будут ярко маркировать территорию и обозначат «точки входа» в удивительный мир прошлого. Географически они совпадут с местами размещения коллекций народного искусства, представленных в музеях Вологодчины. Ведь теперь прогуляться по райским кущам и встретить таинственных грифонов можно только там.
Особое место в маршруте займет музей «Семенково», где памятники народного искусства живут в естественной для них среде бытования. В «Доме мастеров» откроется необычное интерактивное образовательное пространство, одинаково интересное и взрослым и детям. Благодаря разработанным авторским игровым модулям, посетители, приглашенные «малевальщиками» в путь по Вологодчине, познакомятся с локальными центрами происхождения росписей, узнают, при помощи каких инструментов наносились изображения, какие краски при этом использовали художники. Через игру гости музея познакомятся с мифологическими существами, живущими в народных росписях и отыщут в лоскутном одеяле элементы, презентующие вологодскую землю. Разнообразные логические игры, сундуки с секретами, задания «на ощупь» и модули, развивающие художественный вкус — все будет способствовать популяризации сложной искусствоведческой темы.
В рамках проекта планируется создать учебные фильмы, которые станут своеобразным методическим пособием по обучению различным техникам росписи. Они будут представлены не только в игровом пространстве «Дома мастеров», мотивируя посетителей взять кисть и краски в руки, но и выложены на музейном сайте и служить основой онлайн практикума для желающих приобщиться к школе северного письма.
Важным направлением проекта станет демонстрация актуальности древней традиции. Фотовпечатления, собранные туристами в ходе путешествий по северной земле, овеянной мифами и легендами, послужат основой для творческих практик и, надеемся, найдут отражение в современном дизайне.
— Является ли такой проект одним из новых видов музейной деятельности или у него есть аналоги?
По сложившейся традиции в музейных залах, где представлено великолепие художественных коллекций, царит тишина и покой. Прялки, веерно застывшие в несколько рядов, или собранные в интерьерные комплексы, демонстрируют мощь народной традиции. Рядовые посетители бегло осматривают экспозиции и в лучшем случае читают отдельные пояснения. Проект предложит качественно иной уровень общения с художественным наследием Русского Севера: более осмысленный и увлекательный. Для создания необычного образовательного пространства в музее «Семенково» и яркого захватывающего маршрута по Вологодчине будут использованы авторские разработки и адаптированные интерактивные отечественные и зарубежные лучше практики. В рамках проекта будет создан универсальный Атлас-определитель народных росписей – во многом уникальное экспериментальное решение. Исследователи народного искусства, мастера народных росписей объединятся, чтобы разработать алгоритм идентификации росписей. Если удастся подобрать «ключи» к их определению, пытливые путешественники без труда смогут расшифровать собранные в ходе поездок фотоархивы, научатся отличать северные росписи от других художественных традиций. Впервые в рамках проекта будет проанализирован огромный пласт коллекционного материала с применением заимствованной из естественных наук методики определения от общего к частному.
-Возможно ли этот и подобные проекты осуществлять и развивать самостоятельно, без поддержки промышленников и предпринимателей?
Уже несколько лет музеи находятся на полуголодном пайке. Бюджетные средства в основном направляются на поддержание плановой уставной деятельности, ремонтно-реставрационные работы, спасение фондовых коллекций. В текущей экономической ситуации не так много возможностей для развития. От этого страдают, прежде всего, региональные и муниципальные музеи. При этом сегодня мы вынуждены выживать в жестких условиях сильно разросшейся конкурентной среды: библиотеки, центры досуга, театры, и даже спортивные клубы, все они уже предлагают комфортные условия для того, чтобы занять свободное время. Очевидно, если музеи не будут развиваться в ногу со временем, они потеряют значительную часть посетителей. Поэтому только при действенной поддержке промышленников и предпринимателей музеи будут способны на должном уровне осуществлять свою просветительскую миссию, внося вклад в будущее через деликатную и глубокую презентацию прошлого.
-«Дорогами грифонов и райских кущ» вошел в состав лучших проектов VI Открытого грантового конкурса «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь». Что дают музейным работникам подобные конкурсы?
-Для нас победа в конкурсе чрезвычайно важна, ведь это доверие и признание со стороны авторитетного экспертного жюри и одновременно гарант того, что идеи, которые мы вынашивали несколько лет, смогут быть реализованы.
И еще, откровенно говоря, подготовка проекта — это всегда захватывающий творческий процесс, в котором оттачивается умение мыслить ясно, выражаться убедительно. Это шанс вырваться за рамки привычного, и реализовать идеи на пересечении интересов нескольких сторон. Это способ взглянуть по-новому на музейное пространство и практики, существующие в нем, с учетом ожиданий целевой аудитории. Это возможность привлечь уникальных специалистов, ученых для поиска ответов на волнующие вопросы, ведь именно на стыке мнений приходят неожиданные решения и яркие интерпретации. Кроме того, к победам в подобном конкурсе всегда приковано внимание со стороны средств массовой информации. Что дает замечательную возможность по-хорошему «пошуметь» и обратить внимание общественности как на проблемы, так и планы развития музея.
— «Семенково» — музей со сложившимися традициями. Насколько они сочетаются с новым подходом к музейному делу, не утратится ли при активном развитии современных технологий дух истории и культуры Русского Севера?
«Семенково», являясь музеем под открытым небом, пытается реконструировать жизнь и уклад северной русской деревни конца XIX — начала XX века и старается уважительно к традиции нести этнографическое знание. Как во многих других музеях подобного типа мы воссоздаем интерьерные экспозиции, работаем по моделированию культурного ландшафта, проводим праздники по народному земледельческому календарю и этнографические программы, затрагивающие вопросы крестьянской повседневности, сельского самоуправления. Но наряду с этими, прошедшими испытание временем, формами работы и подходами к организации экспозиции мы внедряем и современные технологии. В игровом ключе в музее решена информационная среда с использованием QR-кодов. Это отпечатки лап ученого кота Семена, которого привел в музей проект «Музейный Encounter», победитель конкурса «Музеи Русского Севера» в 2012 году. Крайне необычна выставка-рефлексия «Мы, собравшись, постановили…» со встроенным мультимедийным контентом, неожиданным образом предъявляющая документы крестьянского происхождения более чем вековой давности. «Живые» скульптуры на скотном дворе Музея масла усиливают эмоциональный эффект и формируют представление о характере содержания домашних животных в условиях северной деревни. На мой взгляд, любое решение о внедрении технических новшевств оправдано, если оно не доминирует над замыслом, не конфликтует с музейной средой, а является разумным дополнением и позволяет лишь глубже раскрыть потенциал традиционной народной культуры, делая музей интересней и привлекательней для широкой аудитории.
Оригинал: http://pioportal.ru/zaveduyushhaya-arhitekturno-e-tnograficheskim-muzeem...