В бесконечных поисках ответа на вопрос
Квинтэссенцией деревянного зодчества считается храмовая деревянная архитектура, демонстрирующая представления людей прошлого о красоте и величии, а также мастерство плотников и разнообразие строительных приёмов. Высотной доминантой музея "Семёнково" и всей близлежащей округи является Георгиевский храм - объект пристального внимания учёных, исследователей, искусствоведов и простых людей.
«В этом скромном, немудреном с виду создании достигнут поистине высший предел художественной правды». Именно так в начале ХХ века писал о Георгиевской Поцкой церкви из Тотемского уезда Вологодской губернии Э.Я. Грабарь в работе «История русского искусства», ставшей классической.
Сегодня эта церковь восстановлена методом макетирования в натуральную величину в музее «Семенково». Восстановлены экстерьеры, но интерьеры все еще ждут своей очереди. Дело в том, что существуют десятки фотографий, гравюр, рисунков и даже открыток начала ХХ века с изображениями церкви, но пока не удалось обнаружить ни одной фотографии интерьера.
В этой связи 2023 год был посвящен кропотливой исследовательской работе, которая проводилась в рамках проекта «Музейная интерференция» благодаря поддержке Благотворительного фонда «Доброта Севера» и компании «Северсталь».
Если кратко: архивы и музеи Вологды и Вологодской области, Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга… Консультации с ведущими специалистами… Десятки, если не сотни архивных дел и музейных предметов… Всплывали самые разные эпизоды из истории церкви и прихода.
1709 год. Челобитная, в которой говорится, что у Георгиевской церкви отвалилась паперть. Но церковь освящена только в 1700 году. Теперь есть вопросы к датировке церкви.
1843 год. Новый священник Иоанн Архангельский активно взялся за разоблачение раскольников в приходе. Как итог – чудом «избавился бегством», а пономарь Лохтенской церкви Резанов погиб.
1903 год. Иван Билибин, путешествуя по Русскому Северу, посещает Поцкий погост и восторженно пишет об архитектуре храма: «В Поцкой церкви великолепное крыльцо: крытая лестница по воздуху спускается с паперти и затем раздвояется на обе стороны. Форма получается необычайно богатая и красивая».
История церкви обрастает все новыми и новыми подробностями. Но фотографий или описаний иконостаса пока обнаружить, к сожалению, так и не удалось. Есть лишь некоторые зацепки, но они ставят больше вопросов, чем дают ответов.
1907 год. Церковь должна быть отреставрирована, причем исключительно с разрешения и под надзором Императорской археологической комиссии. Из Петербурга приезжает архитектор Дмитрий Васильевич Милеев. Он создает проект реставрации, указывая и тип иконостаса. Но современные искусствоведы не спешат с выводами, ведь обозначенный вариант иконостаса архаичен даже для рубежа XVII-XVIII веков. Мог ли такой редкий и уникальный иконостас дойти до начала ХХ века?
8 декабря 1907 года. Сход крестьян Поцкого общества обсуждал следующий вопрос: «Принимая во внимание, что иконы в старом иконостасе почти все попорчены (спершавели), почему является крайняя и неотложная нужда их ремонтировать». О характере старых икон священник Резанов замечал вскользь: «Прежде оповещения об этом обществу, я попытался узнать, насколько могут выполнить задачу письма древних икон местные живописцы. Однако ни в Вологде, ни в Тотьме желающих на это дело не нашлось. Исключая разве вологодского живописца Сафонова – бравшего наряд написать все иконы в греческом стиле за недоступную цену». Были ли написаны новые иконы? Что стало со старыми? Поиск информации продолжается.
1943 год. Экспедиция под руководством П.Н. Рагулина приезжает в Поцкий погост, делает фотографии еще сохранявшегося иконостаса со всеми иконами на своих местах в каменной Ильинской церкви, но ни одного упоминания про иконостас и иконы стоящей рядом Георгиевской церкви не оставляет, хотя обследует её снаружи, о чём свидетельствует фотофиксация и сохранившиеся обмеры.
На текущий момент проведен большой объем исследовательской работы, но многое еще предстоит впереди. Пока ещё остались ниточки, за которые можно потянуть и, возможно, найти недостающие ответы. Но путь исследователя оказался трудным, и счёт обрывам ниточек уже идет на десятки.
В 2024 году работа в данном направлении будет продолжена. А пока посетители музея имеют возможность восхититься красотой и величием Георгиевского храма как при свете дня, так и в лучах ночной иллюминации...