«А штаны-то... Красные!»
11 апреля в залах художественного отдела Вологодского музея-заповедника царила атмосфера доброжелательности, и витал дух творчества. Вот уже второй раз в рамках проекта «Драматическая история» - победителя конкурса «Музеи Русского Севера», состоялась публичная читка пьес начинающих драматургов, в роли которых выступили музейные волонтёры. Формат читок демонстрирует открытость музея и предвосхищает события летнего сезона: череду премьер спектаклей-миниатюр, которые увидят посетители в музейной деревне «Семёнково». Пока же зрители, пришедшие на мероприятие, имели возможность проследить путь творческой мысли начинающих авторов от архивного документа до законченного произведения, выразить впечатления и задать вопросы как драматургам, так и руководителю проекта Дмитрию Мухину.
Проект задал новый уровень взаимодействия с волонтёрами и наделён чертами инновационности. Выпускники Школы музейной интерпретации разных лет теперь проходят обучение в Драматургической лаборатории и пробуют создавать пьесы на основе обращения к предложенным документам крестьянского происхождения. Что любопытно, среди них нет ни филологов, ни журналистов, тем более тех, кто связан с писательской профессией. Но оказывается, если у людей есть желание к творческой самореализации, интерес к истории и народной традиции, то при условии организации системной методической работы, включающей в себя курс по драматургии, индивидуальные консультации и коллективные обсуждения в дружеском кругу единомышленников, то возможно добиться убедительных результатов. На сей раз в центре всеобщего внимания оказались пьесы двух авторов.
Татьяна Успенская (профессиональный юрист) предложила на суд присутствующих пьесу «Приданое». Стремительно и драматично развиваются события в ней. Зрители невольно стали сопереживать героям, вдруг оказавшимся на грани полного отчаянья. С одной стороны - обвинения и нападки сестры в адрес брата, которая по вине его, из-за незаконного самокура (самогоноварения), лишилась приданого в виде коровы накануне сватовства; с другой – раскаянье и горькие мысли брата-калеки, невольно причинившего боль родному человеку своими действиями. Но развязка этой истории всё-таки внушает оптимизм, хоть и планы их отца-домохозяина отдать избу в аренду под общественную квартиру и жить в стеснённых обстоятельствах длительный срок, будут настоящим испытанием для семьи, но зато на вырученные деньги можно и корову прикупить, решить другие проблемы.
Татьяна Успенская на вопрос из зала ответила, что работала над созданием пьесы с учётом обучения в драматургической лаборатории 4 месяца. Документ, который она выбрала для работы, зацепил её именно тем, что после прочтения скупых строк его, возник целый ряд вопросов, ответы на которые предстояло найти. «В Год семьи, - отметила автор, - хотелось создать образ крепкой и дружной семьи, чтобы все персонажи были положительными, и нашлось оправдание той незаконной деятельности, которая послужила поводом к изъятию коровы. Особые слова признательности Татьяна Успенская выразила Дмитрию Мухину за поддержку и проведённые консультации.
Если первая из представленных пьес вызвала у зрителей эмоции вплоть до слёз и кома в горле, то вторая под названием «Красные штаны» сопровождалась особым оживлением в зале и даже взрывами смеха. «Красные сатиновые штаны» в архивном документе числились в качестве одной из примет для опознания разыскиваемого человека, а теперь стержнем почти детективной истории.
Музейный волонтёр Евгений Кочурин (работник Вологодского подшипникового завода), ставший автором этой пьесы, признался, что выбранный им архивный документ его изначально зацепил. При создании пьесы он хотел закрутить интригу так, как во всеми любимом фильме «Ирония судьбы или с лёгким паром». Под конец встречи Евгений Кочурин пошутил, высказав предположение, что если бы в к. XIX века крестьяне смотрели телевизор, то фильм «Красные штаны» был бы среди них любимым.
В рамках официальной части встречи авторы пьес подписали договор авторского заказа, согласно которому «авторские произведения литературного искусства, а именно сценарии спектаклей-миниатюр (зарисовки), созданных на основе архивных документов, передаются Заказчику (Музею) для осуществления просветительской и образовательной деятельности». Сценарии пьес, представленных на публичной читке, пополнили папку проекта «Драматическая история». Сейчас в ней находятся уже три новых сценария. Но творческая работа волонтёров по интерпретации документов будет продолжена, и в скором времени вновь пройдут публичные читки новых пьес.
Следите за развитием событий!
Проект «Драматическая история» - победитель конкурса «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь» и Благотворительного фонда «Доброта Севера». Реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, компании «Свеза», компании FUN&SUN.