По следам премьеры спектакля «Потерянный»

Фото_5

3 и 4 августа в музее «Семёнково» в «Тетре на повети» состоялась премьера спектакля «Потерянный» по одноимённой пьесе Дмитрия Мухина в постановке заслуженного артиста России Павла Ващилина (режиссёр МХТ им. А.П. Чехова).

Билеты разлетелись с головокружительной скоростью, оба дня зал был полон. Интернет пестрил отзывами о спектакле. 

Документальная драма «Потерянный» получила широкий резонанс не только на местном уровне, но и многотысячная аудитория федерального телеканала «КУЛЬТУРА» узнала о состоявшейся премьере.

Капитолина Антоновна Кокшенёва,  театральный критик, доктор филологических наук, на своей странице в социальной сети VK.COM опубликовала отзыв после просмотра документальной драмы «Потерянный»:

«Кажется, я становлюсь - и не без удовольствия- художественным летописцем "Театра на повети" Историко-архитектурного музея "Семенково" Вологды. Театральная ватага Натальи Киршиной с приглашенным режиссером Павлом Ващилиным (МХТ) и его столичной арт- группой поставили документальную драму ПОТЕРЯННЫЙ, написанную Дмитрием Мухиным (он же здесь и играет,а местный же Степан Анкудинов ставил свет). Идея интереснее "Постороннего" Кафки - но это так, мой оксюморон.

Фото_1
Автор фото: Капитолина Кокшенева

Спектакль получился ясным и ярким. Я пишу статью "Театр на повете. Эстетика истории". И доклад ещё сделаю на Культурном форуме в Петербурге осенью. Да, современный журналист увидит спектакль "триллером" и "детективом", но я считаю, что это всего лишь приманка для нынешней публики. Хоррор ещё бы добавили. Ужас и оцепенение - часть народной эстетики.

Поздравляю всех, кто героически занимался эстетизмом и драматизацией документального материала. Главная тягловая роль, как и прежде, у вологодской профессиональной артистки - здесь это Лариса Кочнева. Крестьянок-соседок играют семенковские волонтеры-любители, артисты самодеятельные.
Что ни лицо - так сразу типаж и характер (режиссер проводил отбор, и просто очень удачно). Живописное разнообразие лиц - впечатляет. Алёна Зубова, Вера Иванова, Ольга Смирнова, Светлана Теребова, Татьяна Успенская, Юлия Челпанова - любовалась вами! Ну право, способность быть само-деятельными, в крестьянском театре так важна. Текста у соседки мало, зато даже междометия произносится с десятками смысловых и эмоциональных оттенков. Впрочем, хороши и повторы - любой речевой повтор также представлял характер (ну, да..., да ну-у - по любому поводу...или "эка невидаль...").

А "столичная штучка" Павел Ващилин даже несколько и удивил меня, столичного критика - откуда и взялось это чутье на крестьянское у режиссера, выстраивающего мизансцены-горельефы в специфическом пространстве повети и так точно работающего с жестом; причём, избежавшего ещё и привычной нынче бесформенности мысли?! БОльно хОрОшО... Люди спектакля ПОТЕРЯННЫЙ, вы просто все молодцы. Спасибо за радость и искреннюю способность к творчеству.» (Сохранена авторская пунктуация)

Еще несколько отзывов зрителей «Театра на повети».

Елена Малышева: «Матушка верит….» -
произносит Даниил (в исполнении Дмитрия Мухина) в финале документальной драмы «Потерянный», на премьере которой мне посчастливилось побывать в субботу в музее "Семенково", и я понимающе киваю в такт своим мыслям - материнское сердце оно такое – будет верить до последнего….

А премьера была … Ну просто АХ! – какое яркое событие. Режиссер МХТ им. А.П. Чехова Павел Ващилин вместе с сотрудниками и волонтерами (!) музея «Семенково» сотворили, не побоюсь этого слова, маленькое чудо на повети)

Фото_2
Автор фото: Елена Малышева

Мистика, юмор, трагедия, драма, фольклор, звуковая и цветовая фантасмагория – и все это на реальной документальной основе! На истории реальных людей – семьи Истоминых из Устьсысольского уезда Вологодской губернии. Вот живут себе простые русские крестьяне Даниил и Наталья Истомины, живут своими нехитрыми житейскими заботами, как вдруг вызывают Даниила не куда-нибудь, а в само волостное управление! И что-то долго его нет, и женское сердце чует неладное... Ну и как же не обсудить с кумушками-соседушками свои переживания у колодца? А те и рады послушать, поддержать по-соседски - подсказать самые страшные предположения, дорога то через лес, а там, как известно, всякое может случиться… Однако реальность окажется такой, что нечистая сила с ее проделками и рядом не стояла (или все-таки стояла?) с семьей Истоминых и тем, кого двадцать лет считали потерянным.... Всей интриги раскрывать, конечно же не могу – это надо просто увидеть своими глазами, увидеть, услышать и почувствовать, чтобы поверить, что такое на самом деле могло быть, и что простые люди, вынуждены были как крест нести на себе непосильную тяжесть за родного, но по сути постороннего человека. Что ж, дела семейные иногда бывают запутанными и то, каким стал невероятный финал этой истории заставляет о многом задуматься, посочувствовать героям, внутренне взбунтоваться и отчаянно пожелать узнать, что же, что же там на самом то деле дальше было, ну может есть еще какой документ в архивах, который расскажет о семье Истоминых????))))

Фото_5
Автор фото: Елена Малышева

Сценический рисунок спектакля очень многоплановый, и ,на мой взгляд, «сделали» его женщины) И я не только про исполнительницу главной роли Авдотьи, матери Даниила, великолепную Ларису Кочневу, но и про каждую прекрасную крестьянку у импровизированного колодца. Полная самоотдача и понимание того, что ты играешь – коллективное сотворчество по созданию собирательного образа русской деревни, судьбы женщины в русской деревне: «Ой, бабоньки, а как я замуж выходила…» - подхватывает одна за одной и перед зрителем встают картины – вышитое полотенце, самый лучший отрез ситца на ярмарке и прочие нехитрые женские радости и горести, которых, к сожалению, в жизни русской крестьянки немало.
Вот и Авдотья, непростая судьба которой раскрылась нам ближе к концу пьесы, разрывается между надеждой, радостью, верой, материнской тревогой, сомнением и животным ужасом – не она ли своему сыну жизнь перечеркнула. И все эти метания мы видим, а апогеем их становится, пожалуй, отчаянный то ли танец, то ли акт разрушения всего, что попадает в поле зрения, в том числе и самой себя…

По-настоящему сильный спектакль, просто потрясающая история, которая будоражит, рождает множественные смыслы и эмоции – и посмеяться, и испугаться, и попереживать. Ну а финал – он открытый во многих смыслах, может быть когда-нибудь мы узнаем, чем же на самом деле закончилась эта невероятная история – драма, случившаяся много лет назад с нашими земляками.

Фото_6
Автор фото: Елена Малышева

Такого необычного синтеза театра, музея, пластики актеров и психологизма я не видела еще ни разу, хотя бывала на спектаклях «театра на повети». Этот опыт – это определенно новая ступень, новый уровень и новый формат, где больше театра, а значит, очень хочется, чтобы как можно больше людей увидели это чудо.

 P.S. Мой искренний совет – не пропустите, если увидите сеансы «Потерянного» - это невероятно!» (Сохранена авторская пунктуация)

Елена Посувалюк: «БЫВАЛЬЩИНА

Постановка спектакля «Потерянный» явление неординарное с нескольких сторон. Впервые в Вологду позвали режиссёра из Москвы, о котором были наслышаны, и он согласился работать в свой отпуск. Павел Ващилин Павел Ващилин, заслуженный артист России, премьер МХТ Чехова (в завершившемся сезоне он сыграл в четырех новых спектаклях), педагог и режиссёр, в рамках Проекта «Драматическая история» создал интереснейшую историю, в которой оживают семья крестьян (мать, сын, невестка) и их соседки-кумушки. То, что поначалу вызывает улыбки фольклорной подачей, смешными присказками, заплачками и «страшилками» неграмотных баб, к финалу оборачивается почти гоголевской историей про «мертвые души» и о том, как можно найти лазейки в законодательстве, и вписывается даже в современные реалии XXI века.

Фото_3
Автор фото: Елена Посувалюк

Совсем недавно я была на международном фестивале, где версию чеховской пьесы представляли гости из Латинской Америки. Перед показом режиссёр подробно рассказывал, как артисты репетировали ночами напролет еженедельно до рассвета в течение полутора лет, - в результате показали читку по бумажкам, ну хорошо, «читакль», с распитием вина. Здесь же за неполные три недели был рожден полноценный 75-минутный спектакль - в костюмах, с 16 саундтреками (за музыку отвечала Варвара Титова, сделав камертоном «Житейское море»), со сложной свето-звуковой партитурой, с живым хоровым пением, с дорогостоящей программкой, объясняющей исторические коллизии, лежащие в основе пьесы.
Сценарист - сотрудник музея Дмитрий Мухин поведал мне, что это реальная история, которая произошла в последние годы XIX века с крестьянами Истоминами из Устьсысольского уезда, который тогда входил в Вологодскую волость. Это современный Сыктывкар, куда наш историк ездил и раздобыл в Национальном архиве Республики Коми, в делах по переписке крестьян, письма, которые Данила Истомин писал чиновникам разного уровня. Сам Дмитрий сыграл единственную мужскую роль, да так убедительно, что, когда в финале он упал на колени, прося деньги, у многих выступили слёзы.

Фото_7
Автор фото: Елена Посувалюк

Лишь по окончании представления я узнала, что все роли (кроме Авдотьи) сыграны актёрами-любителями из числа волонтёров, прошедших серьезный кастинг; он проходил на территории Вологодского Кремля и в итоге количество соседок возросло до пяти, а Мухин в соавторстве с режиссером дописали пьесу. Репетиции шли по четыре-пять, а то и шесть часов в день после рабочего дня (среди исполнительниц есть педагог, риелтор). Конечно, вологжанам повезло, ведь Павел специалист по блицпревращению любителей в почти состоявшихся актеров - несколько лет он радовал отчетными показами своих воспитанников в Gogol School. А в этом году арт-группа «Улица Мечтателей» уже отметила три года существования и играет свои спектакли в режиссуре Ващилина в Библиотеке Тургенева и других престижных местах...» Читать полный отзыв.

Ближайший показ спектакля «ПОТЕРЯННЫЙ», состоится 24 и 25 августа в 16.00 в «Театре на повети» музея «Семёнково».

Количество билетов ограничено! Регистрация на билеты по ссылке.

Фото_4

Ждём вас в Театре на повети! Возрастное ограничение 16+.

__________________________________
Спектакль «Потерянный» - один из ключевых продуктов проекта «Драматическая история» - победителя конкурса «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь» и Благотворительного фонда «Доброта Севера». Реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициативкомпании «Свеза», компании FUN&SUN.