Открытие выставки "Ночлежный приют"
8 октября 2021 года в Архитектурно-этнографическом музее "Семёнково" открылась экспозиция "Ночлежный приют". Это событие стало заключительным мероприятием одноимённого проекта, реализуемого музеем за счёт средств компании "Северсталь".
Экспозиция разместилась в памятнике деревянной архитектуры к. XIX века – доме Храповых, перевезённом в музей в 2005 году из деревни Бор Космарёвского сельского совета Нюксенского района. Отдавая дань истории дома, где в 1902 – 1904 годах существовало Богоявленское двухклассное Министерства народного просвещения училище, в 2014 году в летней избе был открыт школьный класс. Обстановка его воссоздана в соответствии с документами, обнаруженными в Великоустюгском центральном архиве. Проведённые позднее научные исследования существенно расширили представления о сельском образовании, позволили вывить огромную роль ночлежных приютов в распространении грамотности...
Стоило гостям мероприятия переступить порог крестьянского дома, как произошла встреча со школьным учителем. Он был занят приготовлением горячего приварка для учащихся. С момента организации при школе "ночлежки", забот о детях и обязанностей у него прибавилось. А тут ещё и деревенские идут: кто письмо по малограмотности не разумеет прочитать, помощи просит, а кто - и по доброте души, принёс для детишек одежду хорошую – пусть не новую, но чистую. Так, на крестьянские пожертвования, в основном и существовали приюты, ведь средств земства не хватало на обеспечение их всем необходимым: мебелью, учебными пособиями, одеждой, едой.
Гости мероприятия смогли оценить нехитрую обстановку ночлежного приюта. Помещение небольшое, но в нём есть всё необходимое для жизни. Главное, топится печь и тепло. Рядом школьный класс. Приготовлены места для сна и для обучения. От непогоды в ночлежке укрылись двое ребятишек из дальних деревень, они заняты ремеслом и рукоделием. Скоро придёт учитель и принесёт горячую похлёбку, будут ужинать. Помимо удовлетворения потребностей детей в еде и пище, перед учителем стояла задача привития им навыков гигиены. Ведь у большинства из них не было никаких представлений об этом, так как жили они в тесных многолюдных избах, в духоте, без форточек, порою в одном помещении вместе с домашней скотиной… Поэтому не случайно в ночлежке появилось зеркало, к печке прислонён голик и совок, прибранны постели – это атрибуты аккуратности, порядка и дисциплины учащихся.
"Сложность экспозиционной задачи заключалась, с одной стороны – в обеспечении безопасности музейных предметов, с другой – максимального доступа к ней посетителям. Учитывая небольшую площадь горницы, а также наличие входов в неё с двух сторон, было принято решение превратить комнату в своеобразную витрину, рассматривать интерьер которой можно с разных позиций: как со стороны школьного класса через застеклённый дверной проём, так и со стороны сеней дома", - прокомментировала заведующий музеем Наталья Киршина.
- Мы переживали, удастся ли нам передать атмосферу глубокого зимнего вечера, ведь в горнице через всю стену располагается широкое окно. Пришлось поломать голову и проявить творчество. В итоге, в ночлежном приюте даже тогда, когда за окном светит яркое солнце, остаётся по-вечернему темно.
А со стороны улицы при этом не видно, что окно имеет тонировку, оно воспринимается также, как и прежде. Важную роль мы отвели световым решениями и акцентам. Зритель видит мерцающий в лампадке огонь, высветляющий лики святых в красном углу, замечает на столе горящий фонарь «летучая мышь», освещающий рабочее место. В приоткрытую дверцу печки видно яркое пламя, создающее ощущение тепла и деревенского уюта. Свет руководит восприятием информации, он синхронизирован с аудиогидом и подчёркивает по ходу рассказа наиболее важное и существенное. Привлекают внимание скульптуры детей и котёнка. Их создали для нас специалисты Уральского института музейных проектов. Экспозиция получилась уютной, камерной. Уверены, она будет интересна широкому кругу людей и раскроет тему послеурочной жизни школьников и их социальной поддержки, роли ночлежных приютов в решении вопроса обеспечения грамотности населения в Вологодской губерниив к. XIX – н. XX века".
"Сегодня я совсем по-другому посмотрела на музей и не потому, что новая выставка в очередной раз удивительным образом погрузила в наше прошлое, а потому, что увидела изнанку. Точнее- задумалась, сколько работы стоит за несколькими квадратными метрами нового пространства…А ведь у них все время новые проекты. А для этого нужно найти и изучить кучу исторических документов, придумать, найти финансирование, сыграть... Итог дня: огромная работа, которая чаще всего не видна зрителю, и команда, влюбленная в свое дело, все это не оставит никого равнодушными. Если давно не были в "Семенково" или не были вообще - пора посетить" - оставила отзыв на своей странице в социальной сети VK депутат Законодательного Собрания Вологодской области Федорова Антонина Алексеевна.