Музей как лаборатория
Музей – это сотворчество и эксперимент. Именно в этом состоит одна из основных идей проекта «Наши крестьянские будни», победителя XI грантового конкурса «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь».
К сотворчеству музей пригласил волонтеров. 25 апреля прошла Творческая лаборатория, направленная на совместный поиск новых форм разговора на актуальные темы, среди которых:
- как входят в жизнь (или не входят) новые технологии;
- что такое семья и семейные отношения;
- существует ли крестьянская любовь, и почему писать о ней в бумагах не было принято.
Мозговой штурм получился! Сразу несколько идей, озвученных волонтерами, решено взять в разработку. Уже через некоторое время музей пркдложит посетителям новые формы взаимодействия.
Но обо всем по порядку.
К Лаборатории музейные сотрудники и волонтеры готовились неделю. Заранее участники получили тезисы тем, на которыми предлагалось подумать. За каждой из тем стояла серьезная архивная работа и научный анализ. Вот например: «Сделки и договоры. Крестьяне нередко приходилось договариваться: отдавали землю в аренду, устраивались на работу, продавали имущество. Что такое подпись? Что делать, если кредит оформили на имя неграмотного? Как доказывать, что не за него и в его отсутствие рукоприкладствовали? Хотите узнать, что такое настоящие кабальные договоры – расскажем. А если вы устроились на работу, а вас выгнали без объяснений, как отстаивать свои права?».
За два дня до Лаборатории была организована лекция, в которой Дмитрий Мухин, заведующий научно-экспозиционным отделом музея «Семенково», кратко и ёмко рассказал участникам о сути обнаруженных архивных документов. Почему же крестьянин Василий Григорьев Кононов на сходе «просит у общества разрешения принять кого-либо к себе в дом, поженив на дочери Евдокии», которой уже 35 лет от роду...
И, наконец, 25 апреля в воскресенье в музее «Семенково» Лаборатория состоялась.
Для начала, чтобы настроить участников на рабочий лад, продемонстрировать готовность к эксперименту, научные сотрудники подготовили дискуссию в форме экскурсии в сельской школе. Нужно ли было всеобщее образование в деревне в последней трети XIX века. Тактично, хоть порой и язвительно, обменялись аргументами «за» и «против», приводя статистику, крестьянские бюджеты и даже жалобы этнографов на «Конька-Горбунка». И результат оказался интересным: участники не присоединились ни к одной из позиций, зато долго дискутировали уже сами, понимая серьезность и глубину вопроса, проводя параллели с современностью, вспоминая собственных детей и заботясь о их будущем... Расследование же дела об убийстве крестьянина Порфирия Никитина превратилось в серьезный тренинг на командообразование.
После этого более двух часов мозгового штурма пролетели незаметно. Идеи беспрерывно озвучивались, обсуждались, преображались. Променад-спектакль о борьбе с эпидемиями превращался в многовекторное действие по всей территории музея с возможностью выбора собственной стратегии: рисковать ли здоровьем ряди дохода, как вести себя, оказавшись в карантине или "больничке"… Система семейных статусов и отношений оседала в настольной игре, а у 14-летнего оспопрививателя, избранного сходом, отрастала виртуальная борода. Главное – у волонтеров музея появилось желание творить, вместе с музеем создавать что-то новое, интересное и глубокое.
Благодаря Лаборатории идеи сформулированы. Но пока это только идеи, которые предстоит осмыслить и понять, какие из них могут быть реализованы в первую очередь, оформить методику проведения и после этого предложить посетителям музея.