Премьера не за горами...
Команда проекта «Дорогами грифонов и райских кущ» приступила к ответственным работам по созданию учебных фильмов. Накануне съёмочного дня во время рабочей встречи творческой группы все согласились, что фильмы должны стать методическим пособием по обучению росписям, руководством по техникам и приёмам северного письма. Хотелось, чтобы они были одинаково интересны и понятны как начинающим, так и опытным мастерам народных художественных промыслов, служили побуждающим началом к самосовершенствованию и популяризации вологодских росписей.
Не случайно местом съёмок выбраны залы художественного отдела Вологодского государственного музея-заповедника. Ведь именно здесь сосредоточены лучшие образцы народной живописи. С самого утра среди райских кущ оживление. В таинственном свете, установленном специально для съёмок фильма, вдруг как-то по-особенному заиграла экспозиция. Казалось, сказочные птицы в ожидании звёздного часа начистили своё оперение и теперь вспорхнули на изящные стебельки причудливых растений. Зал тихо торжествовал, экспонаты – немые свидетели давно ушедших времён в считанные мгновения захватили внимание объективов видеокамер. Всё было готово к началу работы.
Волнительным оказался путь всего в несколько шагов по хорошо знакомому залу и ставшей уже родной экспозиции для Глебовой Ангелины Аркадьевны – заведующей художественным отделом музея-заповедника. Она достойно и по-своему представила северное богатство, уделив внимание и графическим и более поздним свободно-кистевым росписям. Камера неустанно следила за всем происходящим, вторила ходу её мыслей, стараясь презентовать то один, то другой образец народного искусства.
Наконец перешли к съёмкам практической части фильма. В первую очередь к методике письма свободно-кистевой росписи. Мастер народных художественных промыслов – Петрова Галина Анатольевна виртуозно выполнила на деревянной плакетке Харовскую роспись, подробно остановившись на каждом из её элементов. Затем народный мастер России – Талалова Галина Николаевна под прицелом объективов расписала берестяной туес графической росписью. В итоге на естественном фоне деликатно проявилась полупрозрачная птичка, и ожил растительный завиток Уфтюгской росписи. Почти играючи, рассыпаясь мелким цветным бисером по бумаге, легко и непринуждённо представила Гаютинскую тычковую роспись или скоропись народный мастер России – Гладышева Ольга Константиновна.
До глубокого вечера шёл напряжённый творческий процесс. Мастера делились секретами, а съёмочная группа искала нужные ракурсы и расставляла световые акценты. Впереди предстоит серьёзная работа по монтажу и озвучиванию материала. Но уже скоро, осенью 2016 года три учебных фильма по росписям Вологодчины, снятым в рамках проекта «Дорогами грифонов и райских кущ», будут представлены на суд зрителей.